2
Когда человек блуждает в дремучем лесу,
момент, когда он, наконец, выруливает на нужную тропу, порой почти не заметную
в густой траве всегда отмечен какими-то знаками. В небе, воздухе, на
земле. Всегда есть момент поворота к истине, который свершается благодаря
знакам и чутью на знаки. Знакомство и общение с Зинаидой Александровной
Миркиной и Григорием Соломоновичем
Померанцем и были как раз тем
самым поворотом к истине. Вернее, поворотом на дорогу к истине. Письма
от них – это моя энциклопедия жизни, мои
университеты, моя благая весть. И не все заключено и уложено в рукописные
строки. Гораздо больше того, что возникает, как писал Б. Пастернак, над бумагой
и пером.
Без качественного интеллектуального
общения человек деградирует. Это научно доказанная истина. Когда – то на лекции
по развивающей психологии профессор В.В.Фадеев рассказывал об этом своим
студентам. И приводил в пример истории современных Маугли. Истории печальные,
ничего общего не имеющие со сказкой Р. Киплинга. Тогда кто-то спросил: «А как
же Лыковы? Они не деградировали». “Но там было ТАКОЕ!!! общение!” – сказал
профессор и глазами показал куда-то на потолок. Он имел в виду
Книгу… Книгу – которая спасает… По крайней мере, от деградации. Книги Зинаиды
Александровны Миркиной и Григория Соломоновича Померанца именно такие.
Итак… в начале было слово… стихи Зинаиды Александровны. Все
стихотворение наизусть не помню, но очень ясно запомнились строчки:
А в тихом небе кто-то плакал
Что мы его не узнаем.
Когда-то в детстве бабушка говорила мне,
указывая пальцем в потолок: «Он все видит!».
Я смотрела на лампочку, и у меня
темнело в глазах. Я поняла, что Он – это Бог. И Он почему-то все время за
мной следит. Зачем?.. Было не ясно и от
этого смутно тревожно. Отец, подростком оставшийся без родителей,
несколько раз сбегавший из детдома, беспризорничавший, отбился от своей стаи с
ее религией, а к маминой, русской, православной, так и не прибился. У него с
Богом были какие-то свои разборки. Я это понимала, когда слышала, как отец,
подвыпив, серьезно и долго о чем–то толковал с тем же потолком. В общем, я знала, что там,
вверху, есть тот, который нас очень не любит и терпеливо ждет нашей оплошности,
промашки, неверного шага, чтобы обрушить на нас весь свой, накопленный в этом
ожидании, гнев.
Взрослея, я эту тему обходила стороной,
потому что ни изменить своего представления о жители неба, ни отказаться от него вообще я не могла.
Неизменным и неоспоримым для меня было только одно – там кто-то есть, кто-то
живет.
В этих стихотворных строках соединились мои глубинные страхи, но
вместо страшного нарисовалось грустное. Как
в сказке «Аленький цветочек». Жуткое, непонятное чудовище вдруг захотелось
пожалеть. Казалось, автор стихотворения так глубоко влез в мою душу, как я еще
сама никогда не заглядывала.
Со школьного отрочества осталась
привычка – хорошая или дурная, не знаю – писать в дневник все: свои мысли,
события дня, разговоры, случайно где-то прочитанные и понравившиеся стихи,
фразы. Вот так в одной тетради оказались стихи Зинаиды Миркиной и цитаты из произведений Григория Померанца. И
представление о них было, почти как о классиках, стоящих в ряду где-то между А.
Толстым и И. Буниным. Почему там?.. По настроению.
Одно было странным – нигде книг этих
авторов я не встречала: ни в библиотеке, где даже Цветаеву, перепечатанную на
машинке могли дать почитать на ночь, ни, тем более, в книжном магазине.
Господи,как же хорошо!Даже не скажешь бирочкой"автобиографическая проза",а просто "Как росло мое сердце"Вдохновения,здоровья и благоденствия!Храни Вас Бог!Ирина Мясковская,Москва
ОтветитьУдалитьСпасибо за душевный отклик!
ОтветитьУдалить