Сергей Коробейников |
Можно было бы сказать, что с тех пор Сергей немного повзрослел, если бы не одно обстоятельство - в начале этого года ушла из жизни Людмила Коробейникова - мама Серёжи. А такие утраты делают человека взрослее на целую жизнь. Говорят, наши близкие, уходя с земли, становятся нашими самыми верными ангелами-хранителями. Хотелось бы верить, что это так, во всяком случае, в памяти сына она останется навсегда самым дорогим, самым щемящим воспоминанием.
В поэтическом
клубе «Серебристый грифон» Сережа
появился впервые, когда ему было лет 13 – 14.
Незадолго до этого мы, взрослые люди – библиотекари и члены поэтического клуба – с большим вниманием и неподдельным интересом прочли его книжечку стихов в формате «самиздат». Потому и смотрели на светловолосого, кудрявого, немногословного отрока с нескрываемым удивлением. Мысли, образы, настроения в его стихах совсем не детские… Внятный ритм, понятные, изложенные литературным языком истории отношений и чувств.
Незадолго до этого мы, взрослые люди – библиотекари и члены поэтического клуба – с большим вниманием и неподдельным интересом прочли его книжечку стихов в формате «самиздат». Потому и смотрели на светловолосого, кудрявого, немногословного отрока с нескрываемым удивлением. Мысли, образы, настроения в его стихах совсем не детские… Внятный ритм, понятные, изложенные литературным языком истории отношений и чувств.
…Унеси меня, ветер, туда,
Где церквушка стоит без креста,
Заколочена наглухо дверь
И в нее не пробиться теперь…
Стихи, в большинстве своем, были заметно выше уровня
подросткового творчества. Чувствовалась одаренность. Но, к сожалению, Державина
среди нас не нашлось. Кудрявый отрок отвечал на наши вопросы то ли неторопливо,
то ли неохотно. Мы высказали ему свое
одобрение, где-то даже восхищение и
заговорили о своем. Тут Сергей заметно оживился. Стало понятно, что в центре
внимания он чувствует себя не слишком комфортно. А покинув этот центр, словно обретает свободу.
Поэтический марафон –
2007. Село Балтым – родное село Сергея
Коробейникова. Берег небольшой, но очень живописной речушки Балтымки, на берегу
которой стоят Храм Александра Невского и Балтымский сельский клуб-библиотека
– этакий сказочный теремок – деревянная
сцена и скамейки для зрителей под открытым небом, само небо – чистое, голубое,
с редкими пушистыми облачками – лучшей декорации для поэтического марафона в
Пушкинский день и не придумать!
Спит село усталое,
Окна не горят.
На церковной звоннице
Спят колокола.
День к закату клонится,
Звёзды ночь зажгла.
Окна не горят.
На церковной звоннице
Спят колокола.
День к закату клонится,
Звёзды ночь зажгла.
…А когда солнце встало над Балтымом, на берегу реки собрались поэты
отметить день рождения Солнца российской
поэзии. Стихи и песни эхом раздавались
в округе, и слышали их не только чинно сидящие на скамейках жители
села, но и купающиеся в реке, и загорающие на противоположном берегу
отдыхающие… Сергей пришел на тот марафон, но предпочел остаться зрителем и
слушателем.
На следующий год погода загнала-таки внутрь клуба. Это ничуть не испортило
встречу, которую ждали весь год. Дружной, тесной компанией сначала мы читали
стихи и пели песни, потом за чаем, долго
говорили о поэзии, о смысле жизни, о наболевшем. Сережа был среди участников,
стихов своих упорно не читал, но говорил. О чем – не помню. Помню, как вдумчиво
и обстоятельно, с какой-то глубинной мудростью
он отвечал на наши вопросы.
Поэты – люди разного возраста. Кроме любви к поэзии и
прекрасному вообще, их объединяет неистощимый интерес к интеллектуальному общению.
Вслушиваясь в размышления вслух Сергея,
они притихли. Затем посыпались вопросы… Вопросы, как сказал бы философ,
экзистенциальные – о вере, о Боге, о месте Бога и творчества в жизни человека.
Часто они были обращены к Сергею, и, наверное, не случайно: он в это время уже
несколько лет служил в Балтымском Храме Александра Невского звонарем, и нам,
неискушенным, как сказал кто-то – в силу житейского идиотизма, казался ближе к Богу.
Впервые Сергей прочёл свои стихи на очередной встрече в
поэтическом клубе. Местное
телевидение делало сюжет для новостной программы и снимало не только саму встречу, но и
короткие интервью с поэтами. Режиссер съемочной группы спросил его тогда:
– Сергей, вам
говорили когда-нибудь, что вы похожи на
вашего тезку, Сергея Есенина? И что для вас этот поэт?
Сергей:
– Это мой любимый
поэт. Когда-то я играл роль Есенина в
школьном спектакле. Тогда все решили, что я на него похож…».
Я видела фотографии Сережи в этой роли. Действительно,
похож. Правда трубка в зубах мальчика 12 – 13 лет выглядела забавно.
Утомлённый город тихо
засыпал,
На дворе кружилась бешено метель.
Тихо ангел колыбельную играл,
Сжав губами золочёную свирель.
Звуки нежные пронзали тишину—
Так божественна мелодия была.
В эту ночь, прильнув к холодному окну,
Я смотрел, как в небесах луна плыла…
Поэзия в жизни Сергея была не единственным моментом творчества.
Их класс однажды оказался на экскурсии в Свердловской киностудии. А после неё
детям предложили сняться в небольших сюжетах, немного напоминающих кинопробы.
Возможно, это и были кинопробы, потому что через месяц Сереже позвонили с
киностудии и пригласили на съемки. В единственном игровом фильме екатеринбургского режиссера-документалиста Владимира Попова «Дом на качелях» Сергей сыграл одноклассника главной героини Геры – Дормидонтова. По
его словам, он лишь на 50% сыграл себя («Куда же от себя денешься?»). Остальное
– совсем другой человек. . В фильме я ни разу не услышала его имени… Только
эта, немного старомодная, смешная
фамилия. По сценарию он в конце фильма погибает. Но в готовый фильм
вошел совсем другой финал – не такой прямолинейный.
Чтобы понять, к какому интересному,
неординарному режиссеру попал Сережа, надо посмотреть его фильмы. Жанр их
сложно определить. Артистов в этих фильмах нет. Но и документальным это кино назвать трудно. Вроде реальные живые люди, но
концентрация сюжета, его повороты,
интрига и неожиданность развязки напоминают игровое кино. На самом деле это жизнь, снятая с такого ракурса, на который
обычно она наблюдателей не подпускает. Как это удаётся В. Попову – знает только
он. «Дом на качелях» наоборот создаёт иллюзию документальности. Это история, по- моему, о том, что все мы родом из нашего детства, из наших детских страхов, недолюбленности, эмоциональной заброшенности.
Обстановка в семье, одиночество в ней, в школе, во дворе, общение со сверстниками, переживающими проблемы переходного возраста... Всё подталкивало главную
героиню Геру к полету в никуда… В заключительных кадрах она поднимается на
крышу дома, надев самодельные бумажные крылья.
Дормидонтов – единственное светлое
существо в фильме. Он трогателен и забавен в своей непосредственности и открытости.
С ним Гера делилась своими планами, показывала картины, рассказывала сочиненные
сказки. Видимо, ему значительно больше
повезло с родителями. Еще ребенок, только приближающийся к возрасту подростков с их жестокими играми, он пытается отговорить Геру от опасного шага. У него не получается. И он
устремляется за героиней на крышу.
Над городом в зенит я крылья
расправляю
И пусть простит толпа мой
дерзостный полет.
Мне ничего не жаль. Я небу
доверяю.
Оно меня в рассвет за птицами
зовет.
Ах, крылья за спиной, как вам
нужна свобода!..
А снизу мне кричат: «Эй,
парень, не рискуй!»,
Но манит меня ввысь надмирность
небосвода
И ветер дарит мне воздушный
поцелуй...
По словам Сергея, в первом варианте
Дормидонтов гибнет, сорвавшись вниз.
Но худсовет не принял этот вариант. Фильм заканчивается тем, что Гера,
сидя на крыше, гладит котенка… Толика
тепла и относительная свобода. Конец чего-то... И начало...
Сегодня Сергей каждый день поднимается на колокольню Балтымского Храма Александра Невского. Раннее утро. Село спит. Только - только начинает просыпаться солнце. Колокольный звон разнесется по туману над речкой, по ближнему лесу, доберётся до соседнего города... Или это вечер, когда окрестности затихают, загораются звёзды в небе, окна в домах, фонари на улицах.
Сегодня Сергей каждый день поднимается на колокольню Балтымского Храма Александра Невского. Раннее утро. Село спит. Только - только начинает просыпаться солнце. Колокольный звон разнесется по туману над речкой, по ближнему лесу, доберётся до соседнего города... Или это вечер, когда окрестности затихают, загораются звёзды в небе, окна в домах, фонари на улицах.
Огоньки у реки, лай собаки во мраке.
Это знак, что недолго
осталось блуждать,
Что в какой не бывали бы мы передряги –
Место есть, где всегда нас с тобой будут ждать.
Там и в лютый мороз будет сердцу теплее,
Там и мысли, как в детстве, чисты и легки…
Так чего ж ты стоишь? Поспешим поскорее
На зовущие нас огоньки…
Когда-то в юности стихи писала и Сережина мама, Людмила
Коробейникова. Когда читаешь её искренние, простые и трогательные строки, понимаешь, откуда у Сергея такая не
детская выстроенность, отточенность стихов:
… В доме затоплена
круглая печка,
Дым из трубы вылетает колечком…
В зимнюю стужу, сидя у печки,
Я вспоминаю о лете и речке…
Дружно поленья горят и искрятся.
Что еще нужно для полного счастья?!
И эти стихи, оставшиеся сыну на память, словно
концентрированная мудрость, будут раскрываться постепенно, с годами, давая силы для его собственного настоящего, высокого творчества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Ваше мнение очень важно для нас