8 декабря, завершая уходящий год Кино, Верхнепышминский
исторический музей порадовал своих постоянных посетителей встречей с
кинорежиссёром и сценаристом документального кино Владимиром
Поповым.
Родился Владимир Юрьевич на станции Казалинск, в
Казахстане. Служил в Воздушно-десантных войсках (Литва, Закавказье).
После окончания исторического факультета Нижнетагильского педагогического института работал учителем Начальной военной подготовки, физкультуры, истории, обществоведения в средней школе.
После окончания исторического факультета Нижнетагильского педагогического института работал учителем Начальной военной подготовки, физкультуры, истории, обществоведения в средней школе.
Казалось бы, профессия определена, но как творческий человек, В. Попов продолжал поиски своего призвания. В 90-е он стал директором филиала Объединённого творческого центра Союза дизайнеров России; руководил представительством международных программ Уральской ассоциации клубов ЮНЕСКО; был инспектором Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской обл.
Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве в
1998г. окончательно определили дальнейшую профессию Владимира Юрьевича.
Вначале своей кинокарьеры работал в концерне
"Совершенно секретно" на программе «Двойной портрет» Российского
телевидения, на киностудиях Москвы, Екатеринбурга.
С 2000 г. член Союза Кинематографистов России.
Нашу историю мы сегодня представляем себе не только
по книгам и рукописям, но и по огромному количеству великих и совсем
незначительных событий, зафиксированных на кинопленке. Кадры
старой хроники доносят до нас не просто движения или слова тех людей, кто жил
десятилетия назад, но и сам воздух времени, его, казалось бы, навсегда
утраченную атмосферу. В документалистике зритель сталкивается
с живой жизнью, бедной и грубой или приукрашенной
и отобранной, но неизменно свежей, нестареющей и всегда
нерегламентированной, выбивающейся из правил, не укладывающейся в
рамки... Вглядываясь в кадры хроники, мы рассматриваем время
нашего детства и юности наших родителей. И тогда мы начинаем лучше
понимать себя и мир.
Но этот вид кино уже давно ушел от движущихся картинок и
констатации фактов. Документальное кино настолько мутировало, что даже
специалисты затрудняются дать чёткое определение – что же это такое
и чем оно отличается от игрового или, скажем, телерепортажей. В
английском языке противопоставление «игровое – неигровое» выглядит более точным
(«fiction – non-fiction», т.е. «с вымыслом» и «без вымысла»), но и это не
исчерпывает всей многогранности документального кино, его реальной
сложности и разнообразия конкретных авторских манер и задач.
Технический прогресс сегодня позволил чуть ли не каждому
снимать своё документальное кино. Но уткнувшись в мониторы и гаджеты, мы
разучились заинтересованно, с любовью и сочувствием смотреть в лицо
ближнему. В фильмах Владимира Попова человек – это, действительно, целый
мир. Чтобы его услышать, рассмотреть и понять, необходимо
перестроить свой внутренний ритм. Но всмотревшись, с первых кадров уже
невозможно оторваться от происходящего на экране до самого конца. А ведь это
не набившие оскомину боевики, триллеры, комедии. Это фильмы о
том, как и чем живут люди день за днем. Это
захватывает. По словам Владимира Юрьевича, сама жизнь иногда подбрасывает такие
сюжеты! Такие повороты! Такие финалы!
Первым зрители на встрече увидели
десятиминутный фильм «Дневной сон». Это одна из самых первых работ режиссера. В
это время он оканчивал высшие режиссерские курсы в Москве. И там же, в
Москве отыскал интернат для детей с поражениями нервной системы. Воспитательница
группы детей самоотверженно пытается научить их, казалось, самым элементарным
вещам – одеваться, держать ложку, поливать цветы, протирать листочки. Не у всех
это получается. Но на лице женщины нет и тени раздражения или
усталости. Голос, которым она разговаривает с детьми, читает им сказки,
рассказывает о себе – неизменно чистый, звонкий, утренний. Её дочка с теми же
проблемами, что и все дети в этом интернате, тоже здесь, в этой группе.
Но в поведении героини фильма нет ни трагического надлома, ни
героического пафоса. Она просто живет, просто любит этих детей,
мечтает о будущем своей дочки. И почему-то верится, что у неё всё получится.
Кто-то из зрителей утирал слёзы украдкой, кто-то на время
вышел из зала, чтобы справится с эмоциями. А потом посыпались вопросы.
Пришедшие на встречу так живо восприняли увиденое, что обсуждали уже не
фильм, а трудную судьбу реальной женщины, живо интересовались её
продолжением. Атмосфера в музее была тёплой, доверительной, разговор шёл
дружеский, задушевный.
«Дневной сон» - это практически дипломная
работа режиссера В. Попова, и то, что она
получила III премию конкурса студенческих работ «Святая Анна» и диплом
кинофестиваля «Московский пегас», свидетельствовало о появлении в нашем
кинематографе неординарного художника.
Фильм «Клондайка» вызвал уже совершенное иные
эмоции. 90-е годы, жители небольшого уральского города пытаются выжить в
условиях безденежья и безработицы, собирая в шлакоотвалах металлургического
завода ферромарганцы. Промысел опасный – радиация, высокая температура, адский
труд. Люди гибнут за металл в буквальном смысле. И снова никакого пафоса,
страха, трагедии. Живут, смеются, пишут сочинения о любимых местах, играют
свадьбы. Играют в любительском театре «Ревизора» Гоголя. Дед, у которого на
Клондайке погиб внук, играет в спектакле Городничего. И почему-то именно это
кажется самым страшным. Люди в этом вялотекущем апокалипсисе пытаются отыскать
хоть что-то, несущее радость, вместо того чтобы искать выход, бороться. Если бы
не тот факт, что фильм снят в 90-е и о 90-х, и времена те давно
ушли в прошлое, фильм бы оставил беспросветно-гнетущее впечатление. Но резон в
нём достаточно веский: государство рушится и отстраивается заново
десятилетиями. А хлеб насущный (как и духовный) человеку нужен каждый день.
Тем, кто затевает большую перестройку, надо помнить об этом. Как и тем, кто
будет вынужден в этом участвовать.
Работа получила Гран-при VIII
международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер», приз газеты
Союза Кинематографистов «СК-новости» — «Хрустальный глобус». Фильм
признан Национальным достоянием России.
С тех пор было снято ещё более десятка фильмов и каждый из
них был удостоен наград российских и международных кинофорумов. Фильм "О
девочках, женщинах, птичках", снятый в 2015 году
получил диплом фестиваля "Первозданная Россия".
А 30 ноября уходящего года Владимир Юрьевич стал
стипендиатом Министерства культуры Свердловской области (в категории
"Мастера") за проект полнометражного документального фильма
"Дневники" о друге В.Попова, художнике и поэте Юрие Сергеевиче
Трофимове. Работа над этим фильмом ещё только начинается.
– Сегодня такой прекрасный день! – поделился своими
впечатлениями В.Попов. - Я побывал в Балтыме, где последний раз был во
времена съемок фильма «Унеси меня ветер». Герой этого фильма Серёжа
Коробейников давно вырос. Он служит в Храме Александра Невского, который я
посетил. И даже, с благословения его настоятеля, отца Виктора, поднялся на
колокольню.
В верхнепышминском историческом музее Владимир
Юрьевич был впервые. Его удивило, что музей небольшого
городка не краеведческий, а исторический с солидным экспозиционным
фондом. Большое впечатление на него произвела коллекция минералов. По
первому образованию Владимир Юрьевич – историк и его интерес к музею
совершенно искренен.
В завершении программы дня, как водится, не обошлось без
подарков и пожеланий. Директор музея А.С. Маракова выразила
благодарность кинодокументалисту В.Ю. Попову за живой рассказ и
интересное общение, пожелала творческого долголетия, новых прекрасных
киноработ вообще и о нашем крае в частности, а так же творческих удач и вдохновляющих
встреч со зрителями.
На вопрос: «Если бы вы снимали кино о Верхней Пышме, о чём
бы был этот фильм?» Владимир Попов ответил: «С чем ассоциируется Верхняя
Пышма? С тем, что отсюда, из небольшого городка с заводом, каких немало
по области, вдруг произошел выброс такой энергии!.. Появился
огромный холдинг «УГМК», который не только в России, но и в мире занимает
огромное место, при этом ведет огромную благотворительную и социальную работу….
В каждом фильме главное ведь человек, история о том, как,
почему вот такие люди создали то-то и то-то… Мне кажется, этот вопрос ещё
не до конца изучен». Будем надеяться, что когда-нибудь мы увидим фильм о
Верхней Пышме кинорежиссёра Владимира Попова.
Ирина Елисеева
На фоне современного мыла такая жизненная правда. Фильмы мозги на место ставят мощно. Начинаешь вспоминать то, что давно казалось забытым под хламом и пеной современной киноиндустрии
ОтветитьУдалить